Мартовский кризис
Этой весной радиостанция переживает крупнейший за все время своего вещания отток кадров
Ксения Туркова + Евгения Тен + несколько человек с технических должностей – такого массового оттока кадров, как говорят, на «Эхе» не было уже очень давно. Вряд ли упомянутые случаи можно объединять, ибо уход каждого сотрудника – совершенно отдельная история, а потому попробуем разобраться с каждой по отдельности.
Итак, вслед за Ксенией Турковой, об уходе которой EchoNews уже подробно сообщал, покинула радиостанцию и корреспондент «Эха» Евгения Тен, которая некоторых, особо наивных, попыталась развести в своем блоге на предмет того, что, будто бы она уходит в пресс-службу ФСБ. На самом деле все менее трагично. Евгения Тен теперь будет работать на канале Вести24.
Когда слышишь новость об очередном увольнении очередного сотрудника, невольно возникает вопрос: ну отчего же единственный оплот свободы слова в стране неизбежно теряет кадра за кадром. Причем опытных кадров – тех, кто проработал на «Эхе» немалое количество времени. Совершенно загадочными кажутся мотивы людей, уходящих с радио, о работе на котором многие журналисты могут только мечтать. В моем представлении всегда четко формулировался один простой и, как казалось, неоспоримый тезис – работать на «Эхе» престижно, а потому о людях, покидающих его по своей собственной воле, начинаешь думать, как о умалишенных. Но, как выясняется, люди эти знают, что делают. И вот в чем дело.
«Эхо Москвы», при всей своей неоспоримой популярности и известности, как и любое СМИ, для многих журналистов является лишь школой, своего рода стартовой площадкой. Вот, скажем, и Евгения Тен решила, что она уже выросла из «Эха», и отправилась на более, видимо, серьезную работу – на ТВ. Конечно, сколько можно ходить в этот детский садик - «Эхо Москвы», пора уже и серьезными вещами начать заниматься…
Подобную точку зрения – об «Эхе», как стартовой точке – можно считать практически официальной, многие об этом говорят вслух, не стесняясь. Зато сразу все собеседники EchoNews притихают, когда речь заходит о невыносимых условиях работы на единственном оппозиционном радио, о «репрессиях» со стороны великого и ужасного ААВ, даже о настоящей «дедовщине» - дескать, над новичками и всеми зелеными журналистами просто-таки издеваются. Конечно, всем этим слухам и байкам о диктатуре ААВ никто однозначного подтверждения не дает, но дыма без огня ведь не бывает.
На днях EchoNews удалось пообщаться с одной бывшей сотрудницей «Эха», которая уже долгое время работает на одном из телеканалов. Мало того, что она говорит о полном отсутствии чувства сожаления по поводу ухода с «Эха», журналистка еще и уверенно заявляет: уровень журналистского текста у репортеров радиостанции – ниже нуля. Слушатели, может, этого особенно и не замечают, но все познается в сравнении – тем более человеком, «поварившемся» и на радио, и на ТВ. Кстати, моя собеседница с легкостью признала очевидное: раз люди уходят, значит на «Эхе» все не так здорово, как кажется со стороны. Впрочем, сама она жесткое отношение к сотрудникам станции оправдывает. Во-первых, подобные условия складываются почти в любой успешной организации (и это верно, жесткая дисциплина может быть кому-то малоприятной, но вполне эффективной). Ну а во-вторых, особенность «Эхо Москвы» в том, что станция держится на трех-четырех людях. Эти люди формируют само «Эхо», диктуют правила игры (строгие или мягкие, справедливые или не очень – не обсуждается), и, если этих людей по каким-то причинам не станет, «Эха» не будет. Ну а обязанность любого журналиста, пришедшего на станцию, эти правила принимать. В противном случае никто ведь не держит – в стране много других СМИ, где можно каким-то образом реализовать свои амбиции, энтузиазм и потенциал, которые, возможно, не нашли своего применения на «Эхе» опять-таки из-за правил, установленных ААВ, Сергеем Александровичем, ВВ и др. Вот такой замкнутый круг.
Теперь что касается технических должностей. Здесь ситуация несколько иная. Как на днях EchoNews сообщил заслуживающий доверия информированный источник, на «Эхе» в последнее время наблюдается крупнейший за всю историю существования станции одновременный отток сотрудников с технических должностей. Сообщается, что ушли два сисадмина, референт, три звукорежиссера. Любопытно, что большинство – на «Бизнес FM». Имя в радиосреде совершенно новое, поэтому стоит дать небольшую справку.
Итак, «Бизнес FM» - новый медийный проект Аркадия Гайдамака, начавший вещание месяц назад – 1 марта 2007г. Владелец "Московских новостей" открыл на частоте бывшего радио "Арсенал" деловую FM-радиостанцию. Как пишет газета «Бизнес», на частоте 87,5 FM, на которой ранее вещал "Арсенал", запущена news-talk-радиостанция, которая специализируется исключительно на деловой информации. Основную аудиторию "Бизнес FM" составят мужчины и женщины в возрасте от 25 лет.
В общем, абсолютно ясным становится одно – у «Эха» в минувшем марте появился серьезный конкурент, который прямо заявляет, что ориентирован он на молодых людей, занимающихся бизнесом и принимающих решения – то есть, фактически, на большую часть аудитории «Эха». Конкурент мало того, что серьезный, он еще и тяжеловесный. Сообщается, что инвестиции в новый проект Гайдамака, по данным участников рынка, составили $8 млн.
Величину этой цифры уже сумели ощутить на «Эхе». Если вероятную убыль аудитории станция сможет почувствовать еще не скоро, то вот отток сотрудников, уходящих на более высокие зарплаты в «Бизнес FM» - это уже реалии настоящего. Причем настораживает то, что уходят люди, проработавшие 10 лет и больше. Есть серьезные опасения, что происходящее может вызвать цепную реакцию, так что остается только надеяться, что команда ААВ, придумывающая суровые правила игры для своих журналистов, сможет изобрести и дать своим сотрудникам то, чего не найдется ни у какого, даже самого дерзкого конкурента. >>
|