Увидеть Эхо 2
Часть III. Внеэфирный Венедиктов
Конечно, наиболее мощное впечатление во время этого визита на «Эхо» оставила встреча с Венедиктовым. Может, потому что его чаще других журналистов станции показывают по телевизору и зовут в различные передачи, может, потому, что я стараюсь не пропускать эфиры Венедиктова, всегда славящиеся своей зажигательностью, но факт в том, что встреча с главным совсем не принесла каких-либо неожиданностей или открытий. В отличие от Андрея Родионова, который в эфире напряжен, а в жизни спокоен, в отличие от Владимира Варфоломеева, чей голос до сих пор с трудом ассоциируется у меня с его внешностью, внеэфирный Венедиктов абсолютно идентичен Венедиктову, работающему за пультом у микрофона. И манера общения, и какие-то элементы речи, и фразы, и тональность голоса, и характерные слова – все это оказалось до боли знакомым.
«Иногда читаю, хотя мои фаворитки в негодовании. Ну что вы их называете фаворитками» - первое, что сказал Алексей Алексеевич, как только Плющев представил меня, как автора EchoNews.
Естественно, придя на «Эхо» к живому и вполне осязаемому Венедиктову, да еще в день рождения радиостанции, глупо было бы упустить свой шанс, не спросив о главном. И я спросил: почему ушел Корзун? Дело в том, что история со сменой власти на «Эхе» - уходом создателя радиостанции и появлением такой знаковой для «Эха» фигуры, как Алексей Венедиктов, во главе станции – большое белое пятно в истории «Эхо Москвы». Венедиктова как-то уже пытались слушатели раскрутить вопросами о том, как это отец-основатель «Эха» бросил любимое детище. Но вы же знаете Алексея Алексеевича. На вопросы, на которые ему не очень приятно или интересно отвечать, он отшучивается или говорит что-то вроде: «Спросите это у Корзуна». Понятное дело, что у Корзуна своего «Без посредников» нет, а потому история с его уходом с «Эха» так и оставалась скрытой в некотором тумане.
На сей раз для EchoNews Венедиктов рассказал, что Корзун на самом деле ушел не в 1998 году, а еще в 96-ом. И 2 года станция «жила» без руководителя – СМИ работало без главного редактора! «Два года мы упрашивали Корзуна вернуться, и за два года мы пришли к тому, что наш рейтинг упал до 2,5%. А Корзун ушел на ТВЦ… Он ушел куда-то туда на телевидение, он ушел туда развиваться. А у нас не было главного редактора. Мы ждали, что у него пройдет там это сумасшествие, и он вернется. Представляете, два года СМИ без главного редактора?! Рекламы не было, рейтинг стал падать, люди – уходить…» - вспоминает о наиболее кризисном за всю историю «Эха» периоде Алексей Венедиктов.
«А в 98-ом году были выборы. Меня выбрали. И еще выберут, и еще выберут» - довольно усмехается Алексей Алексеевич, резко затем, меняя тон речи, когда спрашиваю его о выборах главного редактора, которые, как известно, намечены на 2008 год. «Рано еще об этом говорить. Ну а вообще, конечно, да» - хитро улыбаясь, отвечает Венедиктов на вопрос о выдвижении его кандидатуры на пост главного в следующем году. И тут же принимается обосновывать причины, по которым он ни в коем случае не собирается оставлять «Эхо»: «У нас бурный рост. Просто бешенный».
Тут Венедиктов прерывается, и, дабы подкрепить свои слова какими-то документальными доказательствами, вызывает по телефону свою секретаршу Наташу. В ожидании вещдоков Плющев обращается к Венедиктову с довольно-таки частным вопросом, который, на самом деле, поднял одну очень важную тему, достойную отдельного комментария.
«Вот хочу пригласить к себе Лаэртского в «Аргентум», у него диск недавно вышел…» - начал было формулировать Плющев, но досказать не успел – ААВ среагировал мгновенно и весьма жестко: «Если как музыканта, то нет вопросов. Но если он будет мочить «Эхо», получишь по шее».
Расстался Александр Лаэртский, если кто помнит, с «Эхом», действительно, «не очень здорово», что, впрочем, Алексея Венедиктова не слишком смущает. «Мало ли с кем я нездОрово расстаюсь. Или вон Варфоломеев с Зюгановым расстался… Я тут отпаивал потом Геннадия Андреевича. Вообще, если это (диск Лаэртского – прим. EN) заслуживает внимания, это нормально. Просто вон мы Андрея Максимова позвали – Элина Николаева позвала. И он отмочил «Эхо», что он там 11 лет не был на «Эхе» и т.д., и т.д…» - с некоторой обидой (а скорее даже – досадой) рассказывает Венедиктов.
После этого небольшого лирического отступления Венедиктов вспоминает о своем намерении познакомить меня с «секретными» материалами «Эхо Москвы» - из одной из своих разноцветных папок он извлекает те самые заветные рейтинги в форме графиков.
«Здесь нужно смотреть в динамике» - сходу ориентирует Венедиктов, – «Вот, «Дневной Разворот» был на 11 месте зимой, потом седьмое место, а сейчас четвертое». Затем ААВ демонстрирует эховские успехи в другой форме, доставая рейтинги уже непосредственно в цифрах - там такие специальные таблицы, в которых по каждому дню по каждому часу эфира станции есть цифра – сколько человек в Москве в этот час слушают «Эхо». Цифры, как и восходящие кривые диаграмм рейтингов, радуют. Рост, действительно, бурный.
Венедиктов тоже своего удовлетворения положением дел не скрывает, и с готовностью делится стратегией развития станции в ближайшем будущем: «У меня первые места, начиная примерно с 18 часов. Так что главная задача - это поднимать все остальное». На мое сомнение о том, что, скажем, «Медицинский час» Венедиктову поднять вряд ли удастся, главный редактор «Эхо Москвы» возражает не менее уверенно, опять же апеллируя к рейтингам: «Вот «Медицинский час» - было десятое место, а сейчас восьмое. В 12 часов - «Экономический час» - было 11-ое, а сейчас 6-ое. Это все тянет!»
Несколько резюмируя эту часть разговора, задаю Венедиктову вопрос гораздо более общего свойства: с ростом всех рейтингов растет ли авторитет «Эхо Москвы»? «Авторитет среди СМИ растет, потому что ссылки растут. Есть ведь показатель – индекс цитирования» - начинает объяснять ААВ. И это правда. «Эхо» до сих пор остается одним из самых упоминаемых источников информации. Другое дело, что ссылки идут не только на эховские новости, но и на эховские передачи. И к этим ссылкам в интернете слушатели иногда присовокупляют свои соображения и комментарии, причем далеко не всегда хвалебного свойства. В связи с этим Венедиктов вспоминает о том, что недавно проводилось специальное исследование, выявившее, что наиболее активная часть пользователей рунета – националисты. Их отношение к «Эху» вполне известное.
После непродолжительного обсуждения тонкостей взаимодействия столичного «Эхо Москвы» с региональными редакциями радиостанции (хотя, тонкостей не так много – «Эхо Москвы» созванивается со своими регионами только в случае форс-мажоров, в остальном – региональным партнерам предоставляется полная свобода, такая, например, что в Екатеринбурге, как известно, «Утренние развороты» идут в записи с часовым запозданием) и общения Алексея Алексеевича со своей не слишком сообразительной секретаршей, кабинет главного редактора «Эхо Москвы» мы покинули. Алексей Венедиктов вместе со мною и Плющевым отправился помочь разыскать Машу Майерс. Но все усилия по поиску одной из самых популярных девушек «Эхо Москвы», даже, несмотря на столь мощно укомплектованный поисковый спецотряд, оказались тщетными. «Расстроилась, что не нашла себя в графике ведения на новый сезон, и убежала» - раздосадовано прокомментировал Алексей Алексеевич.
Алексея Алексеевича мы потом еще встретили уже перед уходом с «Эха». Он поделился со мной последними новостями о техническом прорыве «Эхо Москвы» и дал комментарий по последнему наезду на новости «Эха» жж-юзера под ником drugoi (и то, и другое вы либо читали, либо еще прочитаете в новостях EchoNews). Еще ААВ рассказал о подготовке к пресс-конференции Лугового для иностранных журналистов… Венедиктов вообще, похоже, страсть до чего любит, а главное – умеет удивлять. Продавать сенсации – это для него, видимо, уже давно что-то вроде должностной обязанности.
И еще. Сложилось такое впечатление, что ААВ – самый активный сотрудник радиостанции. Кто-то тихо сидит за своим компьютером, кто-то между собой негромко разговаривает, а Алексей Алексеевич, словно ураган какой-то, между всеми комнатами и студиями «Эха» постоянно перемещается, оперативно отслеживая, что творится в его заповеднике свободных эфиров. Расслабляться в такой обстановке сотрудникам, я полагаю, не особо приходится.
© EchoNews. 2007 >>
|